музыкального клуба  "Интервал"


Главная страница

История клуба
Фотогалерея
Архив заседаний
Пресса об "Интервале"
Литературный архив
Новости

Коллективный фотопортрет
Любимые композиторы
Избранные воспоминания
А.Г.Юсфина

 

Архив заседаний 2001 г.

Архив заседаний 2000 г.

 


    2002 год

      Заседание № 1  - воскресенье, 13 января 

  • Рекомендуемая литература  
    1. "Новый мир" №5, 2001
             
    • Щербакова Г. "Мальчик и девочка"
    • Раушенбах Б. "Праздник мысли"

    2. "Новый мир" №10, 2001         

    • Мелихов А. "Любовь к отеческим гробам" (№№9-10)
    • Маканин . "Однодневная война"
    • Каграманов "Pant rhei - связь времен"
    • Чередниченко Т. "Формы и структуры в искусстве звука и слова"

    3. "Знамя" №10, 2001         

    • Иванова Н. " Пастернак - Сталин. Вождь и поэт"

    4. "Знамя" №11, 2001         

    • Иванова Н. " Пастернак - Булгаков. Точность тайн"

    5. Дрознин Майкл "Библейский код", 2000.
    Изложение открытий израильского математика  Элиаху Рипса. Статистический анализ текстов торы и танаха (на иврите) позволил установить, что они несут дополнительную информацию. Компьютерная программа по введенному слову может выдать предсказания, подобные предсказаниям Нострадамуса.

    6. "Оккультные силы России. Тайная война от Ивана Грозного
    до Николая
    II", 2001.  Серия "Спецслужбы России" под редакцией
    А.Д. Балабухи  

  •  Сообщение В. Губочкина "Фамилия Юсфин  в российском Интернете"       
    На юбилейном вечере 9.11.2001 Абрам Григорьевич рассказал о происхождении своей фамилии (Иосифин - Иосфин - Юсфин), закрепившейся в своем написании в начале XX века.
    Поисковая машина РАМБЛЕР нашла упоминания о четырех родственниках Абрама Григорьевича (профессор МИСИС Юлий Юсфин, специалист по электрометаллургии; московский педагог Семен Юсфин, создатель авторских программ "сотрудничества с ребенком"; "министр культуры" г. Братска Фрэд (Фридрих) Юсфин, о котором писали Е. Евтушенко и А.Н. Пахмутова; дочь Аня, принимавшая участие в спектаклях петербургского отделения общества "Сохнут" ).
    Сам А.Г. упоминается
    :
    1) в биографической статье на сайте  "GIF.RU  - Искусство России"
    (http: //gif.ru/spb/yusfin.htm) - перечисляются направления его творческих интересовнекоторые из написанных книг 
    2) в биографии знаменитого художника Константина Васильева на
    сайте
    www.vernisage.by.ru
    http://vernisage.by.ru/vasiliev/biograph/part4.htm 
    3) в истории ленинградского рок-клуба, как член жюри 5-го рок-фестиваля (1987 г.) - на сайте рок-клуба
    http://www.rockclub.ru/fests/5fest.htm 
    и в  сетевом варианте книги А. Житинского "Путешествие рок-дилетанта"
    http://bob.protres.ru/voroh/zhitinskiy_prd/glava113.htm
     

  • Воспоминания А.Г. Юсфина о Константине Васильеве
    А.Г. много раз встречался с К. Васильевым в Казани в начале 60-х гг. Абрам Григорьевич был преподавателем Казанской консерватории, Константин, тогда  начинающий художник, много интересовался как классической музыкой, так и музыкой
    XX века. Одно время художник даже жил в квартире  А.Г., поскольку его дом находился в поселке Васильево, в 30 км от Казани. Васильев написал несколько портретов Абрама Григорьевича. К сожалению, все они были уничтожены художником в состоянии алкогольного опьянения. Васильев несколько раз менял стили своего художественного творчества (реализм - абстракционизм - портретная живопись - русский стиль - тевтонский стиль). Пристрастие к последнему можно объяснить тем, что первые годы своей жизни он провел на оккупированной немцами те
    рритории.


     

     Заседание № 2  - воскресенье, 27 января 

  • Лекция-экспромт "Еврейские корни джазовой музыки"

     Еврейская музыка, так же, как и африканская - изначально "свинговая", в которой система ударений может быть как явной, так и скрытой. Аритмическое ощущение для африканцев норма. 5 разных ритмов могут одновременно воспроизводиться и адекватно различаться чернокожими слушателями. Среди еврейских композиторов, живших в Америке, было много специалистов по полиритмии – Джордж Гершвин (1897-1937) и Бенни Гудмэн (1909-1986) наиболее известные. Именно они, широко используя негритянские спиричуэлс и танцевальные ритмы, стали основателями джаза как “официального” музыкального жанра. У Дворжака в “Симфонии Нового Света” была вставка спиричуэла, но она звучала несколько странно в исполнении академических музыкантов. Чернокожие джазмены Грант и Эллингтон “стеснялись” своих африканских корней. Консерваторское образование часто портило негритянских музыкантов: Коплэнд перестал быть адекватен исполняемым африканским мелодиям. Не испортило консерваторское образование Леонарда Бернстайна: ему одинаково хорошо давались и традиционная музыка, и мюзикл, и джаз. Таким образом, прав был Л. Утесов, говоривший, что джаз родился не в Америке, а в Одессе. Кое-что привнесли в джаз выходцы из Шотландии и Ирландии, музыка этих стран в чем-то близка африканской. В начале XX века они играли развеселую музыку в парикмахерских, чтобы скрасить время для клиентов. Отсюда пошел термин “парикмахерские гармонии”.

  •   Живая музыка
    В этот день исполнилось 246 лет со дня рождения Моцарта. По этому случаю Абрам Григорьевич экспромтом сыграл три его пьесы.

  1. "Фантазия" до минор.  В первой части Моцарт хочет быть похожим на Баха. Затем в пьесе можно услышать романтические интонации Шопена (!) и мощь сонат Бетховена.

  2. "Адажио" си минор. Одна тема - трагическая - развивается нестандартно.
  3. "Соната № 6" фа мажор. Для контраста - пьеса со стандартным развитием темы.

           Три пьесы  И.-С. Баха

  1. Из "Сюиты  соль минор"  И.-С. Бах перерабатывает "Менуэт"
    Г. Штельцеля
  2.  "Фантазия и фуга" ля минор
  3.  "Unvollendete Fuge in C -moll"  Единственное недописанное сочинение Баха  - нечто загадочное и прощальное.

 

       Заседание № 3  - воскресенье, 10 февраля

  • Рекомендуемая литература
     
    1. "Знамя" №7, 2001         
    • Левицкий "Дневники"
    • Вебер "За забором"  О немцах в России

    2. "Наш современник" №7, 2001         

    • Кара-Мурза С. "Первый глоток капитализма в России"
    • Казинцев  "Как слышите, Владимир Владимирович?"

    3. "Знамя" №12, 2001         

    • Ряжский "Четыре любови"
    • Шубинский "Автогеография"
    • Рассадин  "Отщепенец, который выжил"  О Владимире Рецептере

    4. Пасько Григорий "Мы поем глухим". Тюремные дневники с   приложением  словаря владивостокской фени

  • Творчество членов клуба

    У доктора  биологических наук Михаила Давыдовича Голубовского есть хобби - составление анаграмм, которое в чем-то перекликается с областью его научных интересов - генетикой. Он рассыпает слова и фразы на буквы и затем умудряется получать из этих букв такое... Для "затравки" он показал примеры:
    НАВАЖДЕНИЕ = И НЕЖНА ДЕВА
    ОДАЛИСКА =ОДА ЛАСКИ = ИСКАЛ ДАО = СИЛА КОДА
    Затем последовал целый научный труд - анаграммы на тему знаменитого стихотворения двухлетнего Абаси Юсфина с историческими экскурсами и параллелями. Этот труд, названный "Анаграмма и гамма судьбы Абрама Юсфина", можно видеть на нашем сайте в "ЛИТЕРАТУРНОМ АРХИВЕ".

     

  •  Прослушивание музыкальных записей

  1. Тибетские праздничные песнопения
  2. Корейская храмовая музыка
  3. Европеизированная модификация буддийских мантр (Электромузыкальные инструменты, фортепиано, голос)
     

 

        Заседание № 4  - воскресенье, 24 февраля

    • Рекомендуемая литература     

      1. Филипп Д., Берг Ш. "Введение в каббалу". Серия  "По ту сторону "Зеркала".  Ростов на Дону, 1995.
      О перевоплощении душ и межзвездных связях. 

      2. Плешанов Александр. "Русский алфавит как инструмент научного познания Вселенной"

      3. "Свет" №10, 2001         
      • Дмитрук "Подопытная Россия".
        Через фотографию можно воздействовать на лидеров стран
      • Егорова "Психометрия минералов"

    • А. Г. Юсфин вспоминает
      В 1944/1945 гг. имевший "бронь" Абрам Григорьевич пытался самостоятельно попасть на фронт. 1945 год он встретил под Смоленском, слушая музыку с граммофонных пластинок (см. его воспоминание в ЛИТЕРАТУРНОМ АРХИВЕ). Затем ему удалось на поездах добраться до Кенигсберга, где произошла встреча с отцом - начальником военного госпиталя. После короткой службы в госпитале А.Г. отправился обратно в Россию, куда добирался со множеством приключений через Литву. Местные жители при этом частенько указывали ему нужное направление "с точностью до наоборот". Через много лет, в конце 50-х гг., А.Г. преподавал в Литве - в Клайпедской консерватории, принимал участие в фольклорных фестивалях, став для литовцев своим. Среди его учеников был Витаутас Ландсбергис, будущий президент свободной Литвы. В. Ландсбергис является исследователем музыкального творчества Чюрлениса. А.Г. также   опубликовал несколько статей о Чюрленисе. Со временем Юсфина и Ландсбергиса связали на этой почве теплые отношения. Абрам Григорьевич 5 раз участвовал в музыкальных фестивалях, проводимых в Литве, зачастую единственным от России. На фестивале в 1991 году (когда Ландсбергис уже был президентом Литвы) Абрама Григорьевича принимали  "по высшему разряду". 

      • Прослушивание музыкальных записей

        1. Моцарт. Медленная часть струнного трио.
        Снова "необычный" Моцарт:  после вступления в стиле барокко   следует музыка романтизма, сходная с прелюдиями Шопена и серенадами Шумана.

        2. Ксенакис. Питопрахта. 
        Музыка "от компьютера"
        : действие через равновероятные возможности.

        3. Григорианское пение в монастыре Сан-Доминго (Кастилия)


        Заседание № 5   - воскресенье, 10 марта

      • Рекомендуемая литература

        1. "Свет" №3, 2001.
        Статьи об АПЛ "Курск", шаровой молнии, клеточном разуме, 
        о случаях моторики людей с отсеченной головой 

        2. Трифонова О. "Единственная" - "Дружба народов", №12, 2001
          
        Повесть вдовы писателя Ю.Трифонова о жене Сталина Надежде  Алилуевой

        3. "Время и мы" №151 ( 2001 г.)        

        • Нуйкин А. "Олигархи (Блеск и артистизм Бориса Березовского)"
        • Шляппентух А. "Советские руководители разглядывают Путина
          с того света"

      • А. Г. Юсфин вспоминает: музыка в эпоху тоталитаризма

        5 марта была очередная годовщина смерти Сталина и Прокофьева.
        Композитор С.С. Прокофьев вернулся в СССР, соблазнившись условиями для творчества, предложенных Сталиным (так же, как Горький и Алексей Толстой). И хотя талантливость произведения не зависит  напрямую от  уплаченной  за него суммы (как показывают исследования), приходилось и Сергею Сергеевичу писать конъюнктурные вещи - пример тому вошедшая в студенческий фольклор опера "Повесть о настоящем человеке". Немецкий композитор Рихард Штраус написал к берлинской олимпиаде 1936 г. "Триумфальный  марш", но затем ушел от режима Гитлера  в античность - писал музыку только на мифологические сюжеты.
        У Абрама Григорьевича была попытка написания музыки "по заказу", но неудачная. В  60-х гг. он работал над оперой "Юлиус Фучик", материалы для либретто собирая непосредственно  в Чехии. Был знаком с вдовой Фучика. К музыке положительно отнеслись в министерстве культуры, но либретто "зарубили" в неназываемой вышестоящей инстанции. Опера так и не была поставлена.


      • Прослушивание музыкальных записей

        1. Алтайские шаманские напевы.
        Современная трактовка - с электронной инструментовкой.

        Фрагменты с компакт-дисков учеников А.Г. Юсфина :

        2. И.-С. Бах. "Французская сюита"  
           В исполнении квинтета Вячеслава Гайворонского

        3. Анисимов Владимир. "Пушкинская соната для фортепиано" 
            В исполнении Александра Следина.

        В. Анисимов по первой профессии - математик, по второй - банкир
        и  предприниматель.
        По мнению А.Г. , музыку такого уровня вряд      ли в Петербурге способен написать еще какой-либо банкир.

        4. Александр Манацков и ансамбль "Laterna Magica" 
            "Amore ei" Французская музыка XIII века
            "7 Cantigas de amigo" Испанская музыка XIV века.



        Заседание № 6   - воскресенье, 24 марта

      • Рекомендуемая литература

        1. Голявкин В. "Все будет неплохо". Изд-во "Абсурдиум", СПб, 2001
        Виктор Голявкин - не только детский писатель. Когда-то его произведения для взрослых распространялись "в списках". 
        Теперь напечатаны и они... 

        2. Гендлин Л. "Исповедь любовницы Сталина".
            Изд-во "Современник",1998
        О взаимоотношениях оперной певицы Давыдовой (Давидовской)
        с вождем. Абрам Григорьевич был знаком с Юрием Трифоновым, жившем в знаменитом "доме на набережной", и через него узнавал многие кремлевские тайны.
        К примеру,  что В.М. Молотов (Скрябин) прилично играл на альте. В составе семейного струнного квартета он исполнял произведения Чайковского, Моцарта, Гайдна. Жена Молотова - Жемчужина - при Сталине была репрессирована. Брат Молотова - композитор Налинский - так был напуган во времена Сталина, что при Хрущеве, когда Молотов был в опале, опасался заходить в ресторан Союза композиторов.

        3. Чередниченко Т.В. "Онкология как модель" - "Новый мир", №1, 2002 Музыковед, профессор Московской консерватории в 2001 г. оказалась на грани жизни и смерти. Через призму своей "истории болезни" она рассказывает о современном состоянии медицины в России.

        4. Мелихов А. "Каленый клин" - "Дружба народов", №1, 2002
        Отзыв
        книгу А.И. Солженицына "Двести лет вместе
        (1795—1995). Часть 1” (М.: “Русский путь”, 2001), посвященную еврейскому вопросу, и собственный взгляд на тему.

         

      • А. Г. Юсфин : Музыка в России, 1917-1934 Б

        Для научного сборника "Социология музыки" Абрам Григорьевич готовит исторический раздел, посвященный музыке в России после 1917 г. Он поделился некоторыми результатами своих изысканий в Публичной библиотеке.
        До революции на Путиловском (ныне Кировском) заводе Санкт-Петербурга был слой "рабочей аристократии" - мастеров, которые ходили в котелках и привлекались  только на самые квалифицированные работы. Они пели в хоре и слушали серьезную музыку. В Петербурге существовало более 100 музыкальных издательств. В 20-е годы их стало меньше, но выходили музыкальные журналы, пытавшиеся привить хороший вкус широким массам (например, "Музыкальная новь", 1923-24). Критике подвергалось творчество братьев Покрасс, которые после песен о Первой конной стали писать "буржуйские песенки". До 1929 г., пока культурным процессом руководил  А.В. Луначарский, музыкальная культура была на подъеме. В 1930-м году править бал стали "пролетарские композиторы". Соната, как вид непрограммной музыки, была объявлена  "контрреволюционным жанром". В Москве в 30-х годах было несколько ассоциаций композиторов. В 1934 г. их, как и литераторов, объединили в один "Союз композиторов".

         
      • Живая музыка: Абрам Григорьевич играет "личные песни"  
        У многих народов существует традиция "личных песен", которые обычно поет ребенку мать, и которые служат ему в дальнейшем оберегом. А.Г. считает, что буквам русского алфавита соответствуют звуки определенной высоты. Важнейшую для человека информацию, такую, например, как его инициалы и дата рождения, можно - по законам нумерологии - закодировать в  числа и соотнести с этими числами звуки. Создав  (по особым правилам) связки между такими опорными  звуками, получаем "личную песню". По мнению А.Г., для наилучшего эффекта некоторые личные песни требуют специальной оркестровки. Он готов создать желающим за скромную плату  их личные песни. Инструментальный состав для воспроизведения и вид музыкального носителя согласуется с заказчиком.
        А.Г. исполнил на фортепиано личные песни
        :  учителя Рэйки Олега Самольянова ("Интервал"), психолога Гнездилова (создателя первого в СПб хосписа),  главы эзотерической школы Бориса Моносова, пророка из Индии Сатья Сай Бабы.


        Заседание № 7  воскресенье, 14 апреля

      • Рекомендуемая литература
        1.
        "Свет" №3, 2002
        • Копков "Куда исчезла Атлантида?" - беседа с Григорием Грабовым. Атланты улетучились

        • Лунин Е. "Закон бытия в числах". Обоснование нумерологии 

        2. Сарнов Б. "Если бы Пушкин жил в наше время".
           Истории о Пушкине, Столыпине, А.Н. Толстом, Окуджаве и др.

        3. "Вопросы философии", 1994,  №2. 

        • 5 статей о трансперсональном сознании и опыте. Попытка философского осмысления "жизни вне тела"
        • Де Кюстин. "Резюме русского путешественника". Послесловие к знаменитой книге путешествий по екатерининской России.

      • А. Г. Юсфин : Музыка в России, 1935 - 1945
         Продолжение "исторических раскопок" для научного сборника "Социология музыки" - начало на предыдущем заседании.

        В 1930-х гг. в Москве было несколько композиторских ассоциаций. “Российская ассоциация пролетарских музыкантов” (РАПМ) была аналогом Пролеткульта, члены ее считали, что “попутчики” не могут создавать пролетарскую музыку. В ассоциации “ПРОКОЛЛ” (ПРОоизводственный КОЛЛектив) были уверены, что музыку нужно делать коллективно. В рамках ее был организован Персимфанс (Первый симфонический оркестр), выступавший без дирижера. “Ассоциация современной музыки” (АСМ) объединяла традиционных композиторов (с консерваторским образованием). Партия не знала, какую из группировок стоит поддерживать, и Постановлением ЦК ВКП(б) 1932 г. все ассоциации были распущены. Вскоре в Москве, Ленинграде, Киеве музыканты объединились в общегородские организации. В 1939 г. был учрежден Оргкомитет СК СССР. В 1948 г. состоялся I Всесоюзный Съезд композиторов. В 1935 г. вершинным достижением советской музыки была признана опера студента 3-го курса Ивана Дзержинского (р. 1909 г.) “Тихий Дон”. Жестоко раскритикованы в “Правде” опера Шостаковича “Катерина Измайлова” (статья “Сумбур вместо музыки”, 28.01.1936) и балет “Светлый ручей” (статья “Балетная фальшь”, 6.02.1936). Только в 1948 г. по указанию Сталина гонения на Шостаковича прекратились (к тому времени Д.Д. был автором 5-й, “оптимистической”, симфонии и 7-й “героической”). Однако до конца своих дней Шостакович носил в бумажнике вырезку из “Правды” со статьей “Сумбур вместо музыки” и опер больше не писал.

        В связи с роспуском Коминтерна (по настоянию Черчилля и Рузвельта) в 1943 г. Сталин дал указание создать новый гимн СССР, вместо “Интернационала”. Возглавлял комиссию по созданию гимна В.М. Молотов, ему помогал брат – композитор Налинский. Прослушав много вариантов музыки, Сталин остановил свой выбор на известном “Гимне партии большевиков” А.В. Александрова. Александров окончил в свое время “духовную” и “светскую” консерватории, в 1928 г. организовал Ансамбль песни и пляски Советской Армии, в 1943 г. произведен в генерал-майоры. Фронтовой корреспондент Эль-Регистан, узнав о выборе окончательного варианта музыки, пришел к коллеге, С.В. Михалкову, с идеей текста гимна. Михалков написал текст, который затем правил Сталин. Оркестровку гимна сделал Рогаль-Левицкий, крупнейший специалист в этом деле, автор четырехтомника “Современный оркестр”. “Официальный” вариант звучания с уникальными инструментами, выписанными из-за границы, был принят Сталиным. В ночь на 1 января 1944 г. новый Гимн СССР впервые прозвучал по радио.

         

      •  Сообщение В. Губочкина "Электронные библиотеки художественной литературы"       

        В российском Интернете появилось множество электронных библиотек, в которых можно найти и скачать необходимую литературу. Начало было положено в 1992 году, когда Евгений Пескин решил сделать общедоступными сочинения русских классиков - Пушкина, Гоголя, Есенина. Сейчас в самой известной библиотеке - Максима Мошкова - можно найти десятки тысяч книг различной тематики, авторы - от классиков до авангарда. Представление о сайтах с литературной "халявой", их общем числе и направленности можно получить на top.liter.ru . А недавно появилась возможность знакомиться - в электронном читальном зале - с новинками толстых литературных журналов. На сайте "Читальный зал Русского Журнала" размещены произведения из свежих и архивных номеров журналов
        Новый мир, Октябрь, Дружба народов, Знамя, Иностранная литература, НЛО, Старое литературное обозрение, Континент, Новая Юность, Урал, Арион, Вестник Европы, Отечественные записки, Вопросы литературы, Неприкосновенный запас, Новый журнал. За журналом "Природа и человек - Свет", рекомендуемым А.Г. Юсфиным, к сожалению, лучше ходить в библиотеку, или, подписавшись, на почту, поскольку на сайте этого журнала www.unico.ru/namsvet размещены лишь короткие выдержки из статей.

      • Живая музыка: Абрам Григорьевич играет "личные песни"  
        23 апреля на вечере "Круга" состоится первое публичное представление "личных песен". На заседании клуба А.Г. исполнил личные песни интервальцев Н. Днепровского и Г. Резникина


        Заседание № 8 - воскресенье, 28 апреля

      • Рекомендуемая литература
        1."Дружба народов" №9, 20021

        • Тучков В. "Поющие в Интернете"
          Продолжение историй про страсти новых русских, начатых в цикле "Смерть приходит по Интернету"
        • Рыбакидзе Г. " Ощущение бытия на Востоке и на Западе"

        2. "Знамя" №9, 2001


        3. "Звезда" №11, 2001
        4. Антонов-Овсеенко А. "Театр Иосифа Сталина"
            М., "Грэгори-Пэйдж", 1995

        5. Максименков Л. "Сумбур вместо музыки". Сталинская культурная революция 1932-1938.
        Большая часть книги посвящена музыке и кино, меньшая - литературе (М.Булгаков, Д.Бедный).
        Авторство знаменитой статьи "Сумбур вместо музыки" приписывается Керженцеву, председателю Комитета по делам искусств.


      • А.Г. Юсфин о Чюрленисе. Послесловие к встрече с поэтом
        А. Беляевым
        ("Круг", 23.04.2002)

        На вечере в "Круге" звучала музыка Чюрлениса (в исполнении жены А. Беляева). Поэт читал свои стихи, навеянные картинами великого литовца, и показывая их репродукции в альбоме Розинера.  
        Музыкальное и живописное творчество Микалоюса-Константинаса Чюрлениса (1875-1911) было тесно связано. Он  обладал эйдетическим зрением - глядя на белый холст, видел всю будущую картину в мельчайших подробностях. Любопытна последовательность написания им картин: мазки шли от краев к центру (обычно художники пишут главное в центре, затем - периферию). В конце жизни заболел редким психическим расстройством - стал видеть мир очень большим, рассказывал окружающим, что видит движение атомов. Ученик и друг Абрама Григорьевича В. Ландсбергис (р. 1932) творчеству Чюрлениса посвятил несколько книг. Чтобы достать дневники подруги Чюрлениса Брылкиной, уехавшей на остров Тасмания, организовал экспедицию на австралийский континент, - дневники были найдены! А.Г. был хорошо знаком с сестрой Чюрлениса Ядвигой (р. 1899), профессором Литовской консерватории, автора книги  о  своем брате. В 1991 г. на музыкальном фестивале в Вильнюсе А.Г. познакомился с художником, который в состоянии автоматического письма рисовал картины и писал стихи, автором-вдохновителем которых (с того света!) считал Чюрлениса.

      • А. Г. Юсфин : создание Союза композиторов, 1938 - 1948
         Продолжение "исторических раскопок" для научного сборника "Социология музыки" - начало на  заседании 24 марта.

        В 1932 г. по инициативе Радека и Бухарина была ликвидирована РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов), члены которой писали довольно примитивную музыку. Сталин также поддерживал профессиональных музыкантов, входивших в АСМ (председатель Б.В. Асафьев).  После роспуска всех ассоциаций были созданы - в крупнейших городах - союзы композиторов, которые, однако, "не искривлялись вместе с линией партии", поскольку в их рядах было крайне мало коммунистов. Так, московский союз композиторов возглавлял мало кому известный музыкальный критик Челянов. В 1939 году был создан, в составе 11 человек, оргкомитет по подготовке I Всесоюзного съезда композиторов, в который вошли крупнейшие композиторы того времени - Прокофьев, Хачатурян, Шостакович. Однако его функции сводились, в основном,  к созданию распределителей для "своих" (Музыкальный фонд при Союзе композиторов существует с 1939 г.). I съезд композиторов состоялся в 1948 году. Генеральным секретарем правления СК на нем был избран Т.Н. Хренников (р. 1913 г.).

        Попытки партии руководить творчеством крупнейших музыкантов практически результатов не дали. Поскольку определения "формализма" в знаменитом постановлении 1936 г. не было, многие композиторы это постановление серьезно не восприняли. С.С.Прокофьев демонстративно спал на инструктивном собрании в ЦК КПСС, проводимом Ждановым. Тем не менее, репрессии 1937-1953 гг. "серьезных" композиторов практически не коснулись - арестовывались артисты "легкого жанра" (Козин, Русланова) и музыканты, сотрудничавшие с немцами на оккупированной территории.

      • Прослушивание музыкальных записей

        В конце 1980-х гг. интервальцам посчастливилось  присутствовать на концертах Анатолия Угорского, который на посредственном рояле в ДК "Невский" исполнял произведения Мессиана и других композиторов. Во времена бывшего СССР, несмотря на большой исполнительский талант, Угорскому практически не предоставляли для концертной деятельности большие залы. В начале 1990-х гг. Анатолий эмигрировал в Германию, где стал одним из ведущих исполнителей. Он победил в конкурсе на должность профессора в Hoch Shule (г. Детмонд) - единственную для ста конкурсантов. С Абрамом Григорьевичем Анатолий обменивается письмами по электронной почте, передает с оказией выходящие в Германии свои компакт-диски. С фрагментами одного из них А.Г. ознакомил  интервальцев.

        1. Скрябин. III фортепианная соната.
        2. Посмертные (изданные после смерти) полонезы Шопена
        3. Шуман. "Мечты"
        4. Мендельсон. "Скерцо"
        5. Шопен. "Экспромт-фантазия"
        6. Бах-Брамс. "Чакона" (переложение для фортепиано произведения для скрипки)


               Заседание № 9 - воскресенье, 12 мая

      •   Рекомендуемая литература
          1. Эпштейн  Михаил. "Философия возможного"
          изд. Алетея, СПб, 2001.
        Модальности - сослагательного наклонения - как известно, история не любит. Однако философия модальности ведет к новому пониманию мира.

          2. Красиков С. "Возле вождей". От Сталина до Ельцина.    М., 1997
          3. Ваксберг Арк. "Моя жизнь в жизни", мемуары в 2-х томах. М., 2000
          4."Новый мир" №3, 2002

        • Азольский Анатолий. "Диверсант"  Назидательный роман для юношей и девушек. Окончание романа - в № 4
          Береги честь смолоду - поговорка из "Капитанской дочки" оказалась  пригодной и на Великой отечественной. Молодые фронтовые разведчики принесли сведения, которые шли вразрез с представлениями штабистов...
        • Каграманов. "Какое евразийство нам нужно"
         
      • А. Г. Юсфин : эпоха "советской" музыки, 1948 - 1985
         Продолжение "исторических раскопок" для научного сборника "Социология музыки" - начало на  заседании 24 марта.

        Первая "оттепель" во многих видах искусства наступила сразу после войны, однако Сталин  начал  снова "закручивать гайки"... 10.02.1948 вышло постановление ЦК ВКП(б) "Об опере "Великая дружба" В.И. Мурадели", однако мелодист Мурадели был "ни при чем". В формализме и "ложно понимаемой народности" были обвинены ведущие советские композиторы. Следствием постановления стало обеднение музыкального языка сочиняемых произведений. В них стали использоваться  определенные штампы, по которым иностранцы безошибочно ставили диагноз "Made in USSR" независимо  от национальной принадлежности композитора из СССР. Существование "советского стиля музыки" признавалось отечественными критиками и оценивалось положительно.

        В 1948 г. Абрам Григорьевич был студентом Одесской консерватории, на третьем курсе уже сам преподавал. После  выхода в свет Постановления он осмелился выступить в стенной газете консерватории в защиту "формалиста" Шостаковича. Газета провисела только один день, и вскоре после этого Юсфину пришлось уехать, во избежание худшего, в фольклорную экспедицию. За год он побывал в Молдавии, на Урале, в Оренбургской области, Алтае, затем благополучно восстановился.  Постановление 1948 г. было отменено только в 1958 г. Однако многие запреты остались. Так, XIII симфония Шостаковича по поэме Евтушенко "Бабий Яр" (1961 г.) исполнялась первый раз в маленьком зале,  без афиши (хотя на "запретный плод" набилось много народа).  В 1960-70 гг. арсенал выразительных средств композиторов пополнился за счет  серийной техники. Однако атонические произведения даже  таких мастеров, как Сильвестров, Канчели, Шнитке, исполнялись крайне редко, эти композиторы жили в основном за счет написания киномузыки.



           Заседание № 10 - воскресенье, 26 мая

      •   Рекомендуемая литература
          1.
        Мариенгоф Ан. "Бессмертная трилогия"
          изд. Вагриус,  1999
          2. Слонимский Сергей "Бурлески, элегии, дифирамбы
          в презренной прозе" Спб, 1998 

          Проба пера - весьма ядовитая - известного композитора
          3. "Знамя" №9, 2001

        • Иванова Н. " Пастернак - Ахматова. Пересекающиеся параллели"

      • Воспоминания А.Г. Юсфина     
        30 мая - день рождения Елены Фабиановны Гнесиной (1874-1967), основательницы знаменитого музыкального училища в Москве. 

        Абрам Григорьевич с 1933 по 1936 гг. занимался в этом училище. Его, как юное дарование, пригласили туда из Самары. Преподавателем фортепиано у А.Г. был брат Елены Фабиановны Михаил Фабианович.
         Абрам Григорьевич был одним из лучших учеников. В 8 лет "цветок коммунизма" Юсфин  с успехом исполнил на одном из концертов "Музыкальный момент" Шуберта и "Органные прелюды" Баха, за что был удостоен приза - нескольких кусков хлеба с сахаром. Приходилось ему выступать на концертах и в Кремле. После одного из выступлений
        он даже сидел на коленях у К. Ворошилова. Часто А.Г. бывал на квартире Михаила Фабиановича и был там свидетелем литературных споров между Бабелем, Пильняком, Уткиным, Мейерхольдом.

      • Прослушивание музыкальных записей

                1. И.-С. Бах. "Бассо-континуо" (непрерывный бас). 
                В сольной музыкальной   форме - каденции - имеются поля
                для   импровизаций. Стиль "заполнения" этих полей зависит от 
                склонностей исполнителя. Начиная с Бетховена
                композиторы   стали  четче описывать моменты импровизаций.

                2. Ник. Меттнер. "Соната-воспоминание".


               Заседание № 11 - воскресенье, 2 июня

      •   Рекомендуемая литература
        1.
        Широкова. "Культура кельтов и нордические традиции античности"О таинственных друидах в том числе
        2.
        Cпивак Д.Л.
        "Метафизика Петербурга"
        Известный специалист по зомбированию масс  исследует финские, шведские и греческие корни   Санкт-Петербурга.
        3. Антонен. "Арто" - под ред. В. Максимова с предисловием   Мамардашвили.
        О знаменитом французском театральном деятеле - идеологе "театра жестокости"



      • А.Г. Юсфин: лекция-экспромт "Цивилизация и культура"
        Антиномия "Цивилизация и культура" была актуальна еще в средние века. На Руси о ней рассуждали Илларион (XI век) и Нил Сорский (XV век). Вожди поняли: культура по-настоящему не нужна. Нужна цивилизация, которую принимали бы за культуру. По своей природе цивилизация интернациональна, культура - национальна; цивилизация демократична, культура - аристократична; искусство "цивилизации" общедоступно, искусство "культуры" - удел единиц.
        В Советском Союзе в 20-е гг. на рабфаках при консерваториях пробовали учить "на композитора" вчерашних рабочих и крестьян. Из 10 тысяч обучавшихся профессиональными композиторами стали лишь человек десять. Делались попытки писать "народную" музыку - на упрощенных гармониях (поскольку "сложные" не получались). Однако завоевать массы с их помощью в 20 - 30 гг. не удалось: народ в музыкальных кружках требовал "настоящие" песни.


      • Встреча с "американским" интервальцем Александром Шварцманом.
        Шварцман, 1991 Шварцман, 1994 Шварцман, 2002
        В "Бродячей собаке", 1991 

        Проездом из Америки, 1994

        Снова с "Интервалом",
        2.06.2002

        Александр стал членом "Интервала" в конце 80-х гг. После окончания ленинградского ВУЗа он уехал в Америку приобретать вторую специальность - автоматизация библиотечного дела, попутно с подготовкой диссертации PhD (в университете штата Maine). Деньги на учебу и жизнь при этом зарабатывал ведением семинаров для студентов младших курсов (во многих университетах США имеется такая возможность). После защиты диссертации работал в библиотеке геологического департамента в Вашингтоне (перевод  информации с бумажных на магнитные носители). В настоящее время под эгидой Союза геофизиков США занимается теорией представления разнородной информации в виде, который был бы "понятен" интернет-браузерам последующих поколений.
        На встрече с интервальцами он рассказал о реалиях современной Америки, ответил на многочисленные вопросы. С Александром можно связаться по электронном почте:
        sschwarzman@agu.org  или aschwarzman@yahoo.com  .



                   к началу страницы

       

      Архив заседаний 2001 года

      Архив заседаний 2000 года

       

         

      Со всеми вопросами можно обращаться по электронной почте:  gvmspb@mail.ru

      Последнее обновление 21.12.03                     © "Интервал", 2002

      Дизайн:  В.М.Губочкин

      Hosted by uCoz