Главная страница
Архив заседаний 2002
г.
Архив заседаний 2001
г.
Архив заседаний 2000 г.
| 2001
год
Заседание №
1 - воскресенье, 14 января
- Б. Искаков. "Лептонный мир" -
"Свет", № 4, 2000
- С. Носов. Роман "Член
общества, или голодное время" - "Октябрь", № 5, 2000
- Л. Зорин. "Сюжеты" - "Знамя",
№ 8, 1998
- А. Марченко. "Фаддей (Тадеуш)
Булгарин - суперагент" -
"Новый мир", № 7, 1999
- Лекция-экспромт "Психологическое
воздействие музыки"
Экспериментами установлено, что
музыка имеет влияние на оба полушария. Можно воздействовать, в
частности, на память и творчество. Громкая рок-музыка, например,
а) ухудшает память б) снижает интеллект в) приводит к рождению
больных детей - внимание, девушки! Короткий (5-10 секунд) мотивчик
способен произвести психологическую настройку. А.Г. может быстро уснуть,
проиграв в уме две коротеньких колыбельных. Те же мелодии хорошо
действуют на японцев и вьетнамцев, привычных к тональной музыке.
Эксперименты проводились в Институте суггестологии Лозанова (Болгария) и
Пражском институте психотроники.
Прослушивание музыкальных
записей
- Финская народная музыка -
ансамбль Марии Каланиэми:
Sofias elykt Surun Silmat
- Мелодии Перу (район
Наска)
- Музыка для медитаций разных
народов - фрагменты диска "Global Meditation - Voice of the
Spirit"
Заседание
№ 2 - воскресенье, 28 января
- Э. Берн. "Введение в
психиатрию и психоанализ для непосвященных"
- К. Юнг "Человек и его символы"
(серия "Библиотека аналитической психологии")
- Лекция-экспромт "Культура в XXI
веке"
Культуру следует разделять на
подлинную и суррогатную. Подлинная - это, прежде всего, "живой"
исполнитель, оригинал картины. Доступ к "живым" исполнителям, к
сожалению, затруднен из-за транспортных и финансовых проблем, волевого
фактора. Однако в Японии в каждом доме висит подлинник хотя бы одной
картины, принято обмениваться ими с соседями. Несколько соседей
приглашают исполнителя на сямисене. В японских школах большое внимание
отведено гуманитарным дисциплинам - 7 часов в неделю музыка, 7 часов -
живопись, 4 часа - литература и искусство сочинения стихов. Обучение
финансируется крупнейшими корпорациями. Цивилизация сохраняет традиции и
соединяет их с новыми технологиями. Необходимо видеть грань, разделяющую
подлинную культуру от суррогатной. В российских церквях неслучайно
обходятся без записей литургий, используется только "живой" голос. Саша
Следин [ученик А.Г., основатель объединения "Мелос"] ездит из Петербурга
в Вырицу, чтобы петь в церковном хоре.
Реплика Константина Муратова: Сейчас большое
распространение получили записи в формате MP3, сочинение музыки на компьютере на Midi-инструментах. Я
считаю, что это - образцы суррогатной культуры.
Заседание №
3 - воскресенье, 11 февраля
- Георгий Вайнер. "Умножающий
печаль" М., 2000
(детектив, достойный внимания)
Составитель Виктор Ерофеев.
Антология "Родная проза конца XX века". М.,
"Подкова", 1999
"Новый мир" №3,
2000
- Князева Е., Туробов А.
"Единая наука о единой природе"
- Славникова О. "Искусство не принадлежит
народу"
"Знамя", №9, 2000
- Дубов Юлий. "Теория катастроф"
- Аксенов Василий.
"Иван"
- Твардовский А.Т. "Рабочие
тетради"
"Звезда", №9,
2000
- Дегоев Вл. "Три силуэта
кавказской войны"
- Перловский Л. "Красота и
математический интеллект"
"Иностранная литература", №10,
2000
- Уэльбек М. "Элементарные
частицы"
- фон Штернбург В. "Как будто
все в последний раз" Книга о творчестве и жизни Э.-М.
Ремарка
Спивак Д.Л. "Измененные состояния массового
сознания" М., "Гарт-курсив", 1996
(трансперсональная психология)
-
Лекция-экспромт "Янис Ксенакис
и
синергетика"
Грек по рождению Янис Ксенакис (1924-?) принадлежит к
наиболее известным "универсалистам" XX века. Ученик Корбюзье, он создал
знаменитую "улитку" на Брюссельской выставке (стиль - конструктивизм). При
помощи компьютеров он пытался "поверить алгеброй гармонию", его
"электронная" музыка талантлива и нова. С точки зрения синергетики любой
творческий акт включает в себя все, с чем сталкивается человек.
Прослушивание музыкальных
записей
- Музыка мавританских суфиев
(мавры - арабы из Мавритании)
- Корелли, 12-я соната (вариации
на старинную испанскую песню)
- Шри Чанмойя играет на ситаре в
состоянии глубокой медитации (поет так себе - но "лучше, чем если бы
грабил на дорогах")
- А. Сеговия. Чакона Баха для
скрипки соло в переложении для гитары - с кассеты Andras Segovia "A Bach
Recirtal"
Заседание №
4 - воскресенье, 25 февраля
- Дмитрий Пушкарь. Повесть "За
Родину и все такое..." "Знамя", №1, 2000
- Бенедикт Сарнов "Перестаньте
удивляться".
Непридуманные истории из жизни советских писателей и музыкантов.
АГРАФ, 1998
"Знамя", №10,
2000
- Чудаков А. Роман "Ложится
мгла на старые ступени"
- Обсуждение темы "Геном
человека"
"Вопросы философии", №7,
1990
- Лефевр В. "От психофизики к
моделированию души"
- Лекция-экспромт "О клонировании человека "
Я
думаю, что душа не клонируема. То, что она есть, все более принимается
официальной медициной. Результат эксперимента по клонированию человека
будет отрицательным, но он многое даст науке. Я принимал участие в
конференции по биоэнергетике 1990 г., где Дзян Канджэнь демонстрировал
свой генератор наследственных волн. Клонирование человека рождает много
этических проблем. По утверждению Бори Моносова, Атлантида была
уничтожена, когда достижения биотехнологии вышли из под контроля их
создателей.
Прослушивание музыкальных
записей
-
Музыка
"золотого периода" розенкрейцеров. Удивительная, вне времени
музыка. В основе лежит грегорианский напев, но нет впечатления
архаичности.
-
Фрагмент
выступления Евдокии Дмитриевны Марченко - основателя движения
"Радостея". "Слова есть - значенье темно иль ничтожно,
но им без волненья внимать невозможно"(Тютчев). Абрам Григорьевич
присутствовал на выступлении Марченко - удивительно уже то, что она
говорила без бумажки на протяжении нескольких
часов.
Мессиан. Хорал "Господь -
это наша последняя пристань"
Заседание №
5 - суббота, 10 марта
- Потылицын. "Ум и
безумие" "Знамя", №8, 2000
- Фирсов "Грустная история" - о
природе власти в России. "Звезда", №10, 2000
- "Знамя", №9, 2000
- Шмелев Николай.
"Curriculum vitae"
- Иванов Анатолий "О Венедикте
Ерофееве"
- "Иностранная
литература", №9, 2000
- Бодлер.
"Падаль"
- Майкл К. Эннинген
"Часы"
- Лекция-экспромт "О несерьезном в
музыке"
Своеобразный юмор присутствует в произведениях многих
композиторов. Гайдн ("Прощальная симфония" - №45), Гусаковский - сейчас
уже практически неизвестный член "Могучей кучки". Густав Малер:
"Говорить впрямую о серьезном - признак недоумия". У него есть 1-я
симфония - "Титан". 3-я часть ее называется "Траурный марш миру".
Веселая мелодия немецких детей переводится в минор и звучит в 10 раз
медленнее. Похоронная процессия проходит мимо кабака, цыганского табора.
Результат - "Космическая трагикомедия". (Лекция сопровождалась
фрагментами симфонии).
- Музыка тибетского буддизма.
Записано в монастыре Khampagar, Индия.
Воспоминание
А.Г. об олонхо-опере в исполнении шамана Зверева. По сюжету персонаж
оказывается в Верхнем мире. Во время исполнения Зверев буквально исчез,
растворился и оказался в запертом чердаке. "Это с ним бывает", - сказал
Абраму Григорьевичу другой слушатель.
- Варшавский кантор Zawel
Kwartin поет под орган псалмы "The days of Awe" (Книга Иова). Фраза
"Господи, почему ты меня оставил" впоследствии вошла в Евангелие.
Грегорианский хорал идет от староиудейской музыки. Иерусалимский храм,
разрушенный в 70-м году, был полон музыкальных
инструментов.
Заседание №
6 - воскресенье, 25 марта
- Свиридов Георгий.
"Разные записи" "Москва", №11, 2000
- "Время и мы", №
142
- Интервью со Светланой
Аллилуевой
- Воспоминания о Галиче и
Викторе Некрасове
- Нуйкин А. "К зияющим
вершинам средневековья"
- "Знамя", №11-12, 2000
- Твардовский А.Т. "Рабочие
тетради"
- Конецкий В.В. "Последний
рейс" (№12)
- Славников О. "Я люблю тебя,
империя" (№12)
- Лекция-экспромт "О
пентатонике в музыке Бартока"
В день
заседания исполнилось 120 лет
со дня рождения великого венгерского композитора Белы Бартока. В его
творчестве и традиционная музыка, и атональная. Он сочинял
пентатонику, которая была близка венгерским крестьянам (венгры
относятся к финно-уграм, т.е. они - родственники многих наших поволжских
народов). Эмоциональная окраска славянских и, скажем, татарских, песен
различная - грустные славянские мелодии татарам могут казаться веселыми
и наоборот. В пентатонике нет четкой дифференциации тональных звуков и
аккордов и остальных: на какой звук оканчивается песня, то и
тоника.
-
Прослушивание музыкальных
записей
- Армянская храмовая
музыка
- Лядов. Органное переложение
пьесы для фортепиано.
- Николай Матвеев. Песня
"Матушка".
Елена Камбурова исполняет эту песню как народную. На
самом деле она была написана в 1940 г. композитором - учеником
Панченко, приятеля А. Блока.
Заседание №
7 - воскресенье, 8 апреля
- Нагибин Юрий. "Дневники
(1942-1986)"
- "Свет", № 6, 2000
- Кочков А. Судьба на ... дискете - о Григории
Грабовом (экстрасенсе,
опекавшем Ельцина)
- Аверьянов, Чеботина "Физика
кармы"
- Михалков Михаил (брат С.В.
Михалкова). "Гипнотизер, телепат, пророк" - о Вольфе Мессинге
- "Иностранная литература", №12, 2000
- Рассел Бертран
"Мемуары"
- Стоппард. "Комедии с
переодеваниями в двух действиях" (О Ленине, Крупской, Джойсе)
- Лекция-экспромт "Музыка, вибрации,
здоровье"
Органы человека - система гармоник. Порча органа -
рассогласование вибраций (например, отношение частот колебаний 1:2,7
вместо 1:2) или чего-то в механизме согласования. Мочеполовая система
"откликается" на частоту 3000 герц (3-я октава). Доктор
Гуськов изготовил проигрывающее устройство, позволяющее восстанавливать
почки до уровня 80-90% от идеального (результаты изложены в его
докторской диссертации). Известный прибор витафон "пробегает" все
частоты, пытаясь вылечить какой-либо орган - от инфрачастот до ультра,
что неэффективно. Нужно "прицельное" частотное
воздействие.
-
Прослушивание музыкальных
записей
- Корякская музыка (звуки
петуха, бубна). Коряки воздействуют на природу, чтобы она помогала
человеку.
- Лечебное камлание ительменов
(женские голоса).
- Камлание островных
нивхов.
- Камбоджийская религиозная
музыка. Не китайскоподобная, какого-то космического звучания.
Оркестр играет вне звуковой системы. Голоса похожи на
китайские.
- Музыка австралийских
аборигенов. Исполнена на инструменте - доске, прогрызенной
муравьями.
Заседание № 8
- среда, 9 мая
- Каштанов. "Война человека с
собой" - о том, что пришло на смену совести в современной России -
"Дружба народов", №10, 2000.
- "Знамя", № 5,
2000
- Юрский С. "Голос
Пушкина"
- Чистых Б. "Укрощение
строптивых"
- Кузник Б.И. "Джуна, Ванга и
другие", 1995
- К. Ропоткин "Пелагея и
бульдог" - злая рецензия на творчество модного автора детективных
романов Б. Акунина (псевдоним Чхартишвили - япониста, зам. главного
редактора журнала "Иностранная литература"). "Новый мир", №
8, 2000
- Воробьевский Ю. "Пути ветхих
богов" - наша планета в нитях кукловодов, неких неземных
сущностей, управляющих процессами на Земле. "Свет", № 6, 1998
- Лекция-экспромт "Музыка
тоталитаризма"
Немецкий народ в массе своей с давних времен музыкально
образован. В каждой деревне до Гитлера были оркестры, в городах на
концертах симфонической музыки было принято в гардеробе брать партитуры
исполняемых произведений (А.Г. был этому свидетель в разбитом бомбежками
Кенигсберге в 1945 г.). Музыканты ведущих оркестров в годы
2-й Мировой войны не призывались на фронт. При Гитлере "главными"
композиторами считались Людвиг ван Бетховен (1770-1827), Рихард Вагнер
(1813-1883) и Карл Орф (1895-1982), как "наиболее полно выражающие дух
германского народа". Орф в начале своего творческого пути лечил детей от
аутизма народными песнями. Его кантата "Carmina Burana" ("Баварские
песни" - фольклор средневековых студентов Южной Германии, с большим
включением французских и латинских слов, отсюда латинизированное
название) в 1937 году стала "культовым", знаковым произведением, дав
доступ Орфу к высшие круги фашистской Германии. В целом Орф нейтрально
относился к режиму. Его лучший друг и либреттист опер Хубер был
гильотинирован за преступления перед режимом, несмотря на сильное
заступничество Орфа. Большим приверженцем режима был дирижер Герберт фон
Караян (1908 -89), дважды - до 1933 и после вступавшем в НСДАП. После
краха режима он до 1949 г. подвергался денацификации. Любимым
композитором Сталина был Дунаевский. Главным музыкальным жанром при
Сталине была песня. Музыканты симфонических оркестров, годные по
возрасту и здоровью, отправлялись на фронт, Д. Шостакович тушил на
крышах зажигательные бомбы. Его 7-я симфония произвела большое
впечатление на германских фельдмаршалов, осаждавших
Ленинград.
Заседание № 9 - воскресенье,
27 мая
-
Рекомендуемая литература
1.
Вайль П., Генис А. "Мир советского человека, 60-е",
1996
2. Войнович В. "Замысел" . Автобиографический
роман. "Вагриус", 1995
- "Околонаучная" информация
к началу
страницы
|