музыкального клуба  "Интервал"


Главная страница

Устав и традиции
История клуба
Фотогалерея
Архив заседаний
Пресса об "Интервале"
Литературный архив
Новости

Коллективный фотопортрет
Любимые композиторы
Избранные воспоминания
А.Г. Юсфина

 

Архив заседаний 2002 г.

Архив заседаний 2001 г.

Архив заседаний 2000 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

          Моносов         Интервалец   Борис Моносов - руководитель известной в Санкт-Петербурге   "Школы магов"

 

 


    2003 год

      Заседание № 1   - воскресенье, 12 января 

  • Рекомендуемая литература  
    1. "
    Дружба народов" №12, 2002         
    • Евсеев  "Отреченные гимны"
    • Пайн Э. "Особенности национальной наркоторговли"

    2. "Наука и жизнь №11, 2002    
         Спецвыпуск, посвященный синергетике

    3. Асов А. "Славянские руны и Боянов гимн"
        М., "Вече", 2000.

    История России началась не в IX в. н.э., как можно подумать, читая школьные учебники. "Велесова книга"
    была написана за 200 лет до рождения Христа. Исследования рунического письма - первого русского алфавита - существенно раздвигают исторические горизонты.

    4. Данин Д.С. "Бремя стыда". Книга о Б.Л. Пастернаке.
        Изд. "Раритет-537"

  • Сообщение В. Губочкина "Что нам ждать от года Козы"     

    Предстоящий год будет весьма противоречив. Его даже называют по-разному. В Китае это год Овцы, в Японии - Козы. По некоторым данным он начнется 12 февраля, по другим - 1 февраля. Год Козы благоприятен для людей искусства, особенно для артистов комедийного жанра. Не стоит заниматься Козе коммерцией. Это не ее стихия. Лишь одна Коза добилась в этом успеха - да и то ее звали Коза Ностра. Люди, рожденные в год Козы, также неоднозначны. Очень часто - человек мира искусств, наделенный вкусом и художественными способностями. В то же время не исключены и деловые способности, сильное честолюбие и реальный взгляд на вещи.  Многое зависит от духовного уровня Козы. Если он высок, она контролирует свои поступки, может заниматься медитацией, размышлять и даже философствовать. Если же он невысок - она материалистична, эгоистична, недисциплинированна, явно стремится жить за счет других. Но всегда умеет нравиться и отстаивать свое мнение. 
    В начавшемся году возможна "козлиная песня" - трагедия. Все чаще в печати появляются статьи, посвященные гигантскому природному катаклизму, связанному со смещением полюсов Земли. В Интернете имеется международный сайт "Тревожные времена"  
    www.zetatalk.com
    на котором на многих языках мира, в том числе на русском, находится информация по этой теме. Согласно информации, переданной через контактера Нэнси, катастрофа начнется в мае-июне 2003 г. Тем не менее, "надо жить и выполнять свои обязанности". Поможет нам в этом недавно начавшая вещание питерская радиостанция "Классика Петербург" на частоте 88,9 FM . С 9 утра до полуночи с нею можно отдыхать от поп-мелодий, слушая музыку для "Поколения М". Руководство радиостанции обещает со временем выпуски новостей культуры и разнообразные тематические передачи.

  • Воспоминания А.Г. Юсфина о создании рок-оперы "Орфей и Эвридика"
    В конце 70-х гг. молодой композитор Александр Журбин несколько раз был в клубе "На Герцена, 45". Ему не давали покоя лавры Эндрю Лойд-Уэббера с его знаменитой рок-оперой "Иисус-Христос - суперзвезда", и он думал над сюжетом своей рок-оперы. Абрам Григорьевич посоветовал Журбину обратиться к либреттисту Димитрину, известному своими переработками старых пьес и  либретто. Вдвоем они выбрали классический сюжет, и "процесс пошел". Когда Журбин написал несколько музыкальных номеров, на квартире Димитрина стали устраиваться "презентации" будущего спектакля, в котором все арии под собственный аккомпанемент на рояле исполнял сам композитор. По словам А.Г., презентаций  было более 50, и он присутствовал на большинстве из них. Многие чины из обкома партии стремились побывать на вечерах у Димитрина. Заведующему отделом культуры Сизову музыка тоже понравилась, но он заявил, что в городе трех революций рок-опера звучать не может. На это Журбин ответил, что прозвучавшие номера  он называет зонгами ("Song" по-английски - песня, романс), а все произведение - зонг-опера.  Деньги на спектакль были выделены. В исполнении "Поющих гитар", а затем и других коллективов, опера выдержала более 3000 постановок в Советском Союзе и за рубежом. Журбину и Димитрину шли 8% от сборов. Создать подобную по успеху новую рок-оперу Журбину не удалось. Он уехал в США, где, в основном, играл в ресторанах.

  • Прослушивание музыкальных записей 

    Знаменитый канадский исполнитель Глен Гульд считал, что человек после себя должен оставить максимум совершенного. Поэтому он ставил работу по шлифовке исполнения в студии выше концертных выступлений. В 1960-х гг. Гульд  был в Ленинграде и Абрам Григорьевич присутствовал на его вечере-встрече  в  Доме композиторов.   Гульдовское исполнение носит характер некоей отстраненности, в нем почти нет экспрессии.  На заседании клуба прозвучали отрывки из "Искусства фуги" И.-С. Баха, недавно выпущенные на CD .


    Заседание № 2   - воскресенье, 26 января 

  • Рекомендуемая литература  

    1. Юбилеев И. "Ветхозаветные апокрифы"
        М., 2000.

    2. Шишкин Михаил. "Взятие Измаила". Роман.
        изд. "Вагриус", 2001. Премия "Букер" за 2000 г.

    3. Хургин Александр. "Ночной ковбой". Повести и рассказы.
       изд. "Вагриус", 2001

  • Лекция-экспромт А.Г. Юсфина "Валерий Гаврилин и русский стиль в музыке" (в связи с предстоящим концертом его произведений в Доме композиторов)

    В 1880-х гг. любимый ученик Чайковского С.И. Танеев (1856-1915) написал много писем своему учителю, где доказывал необходимость и возможность создания "русского стиля" в классической (европейской) музыке. "Русская песня ни на что не похожа. Можно создавать полифонические произведения на основе русской песни." П.И. Чайковский, использовавший русские мелодии в своих произведениях, лишь посмеивался над затеями своего ученика: "Другого пути, кроме европейского, у нас быть не может". У М.И. Глинки (которого А.Г. Юсфин считает самым выдающимся русским композитором) также были попытки связать русские мелодии с западноевропейской музыкой. В конце жизни он уехал в Германию, чтобы учиться у композитора  Зигфрида  Денка искусству фуги. "Чисто русским" можно считать "Хор поселян" в опере Бородина "Князь Игорь". Танеев, создавая "русский стиль", не мог избавиться от избыточной полифоничности. Его обработки русского, украинского, северокавказского музыкального фольклора "грешили" рационализмом. Ученик Танеева Алексей Станчинский (1888-1914)  смог создать произведения истинно "русского стиля". К сожалению, с его ранней (и загадочной) смертью это направление в музыке надолго прервалось. 
     В 20-х гг. древнерусскую музыку с ее архаичной "грязью" использовал Стравинский. Он был немало удивлен, когда услышал аналогичные звучания в исполнении "симейских" (народности, проживающей  в Сибири). Однако эта музыка после отказа от "крюкового письма" в XVIII в. широко прижиться в России уже не могла.
    "Новая фольклорная волна" зазвучала в произведениях Георгия Свиридова. Его духовные песнопения звучали в спектакле "Царь Федор Иоаннович". Но при советской власти Свиридов был вынужден писать духовную музыку "в стол". Он высоко оценил творчество Валерия Гаврилина, продолжившего традицию "русской музыки", и как мог, будучи руководителем СК РСФСР, поддерживал его материально. 
    Валерий Гаврилин родился в 1939 г. в Вологде. Рос без родителей, в детском доме. Там выучился играть на гармошке. Окончил Ленинградскую консерваторию как композитор и фольклорист. Завоевал признание вокальными циклами (две "Русские тетради" на народные тексты и три "Немецкие тетради" на стихи Гейне). Истинным шедевром Валерия Гаврилина стала удостоенная  Государственной премии Хоровая симфония - действо "Перезвоны". Не боялся писать "просто". А.Г. с ним приятельствовал. Валерий Александрович болезненно реагировал на несправедливость - даже по отношению к другим. Он умер на 60-м году. Гаврилин "не жаловал" Дом композиторов. Но теперь там ежегодно проводятся фестивали его памяти.


     

      Заседание № 3   - воскресенье, 9 февраля 

  • Рекомендуемая литература

         1. Олеша Ю. "Книга прощания" .
             изд. Вагриус, 1999, серия "Мой XX век"
             В отличие от сборника "Ни дня без строчки" (под ред. В.
             Шкловского) все напечатано без купюр.

         2. Волкогонов Дм. "Этюды о времени".
            Из забытого,  незамеченного,   ненапечатанного. М., 1998

         3. "Наука и религия". №1, 2003
             Статьи о Шамбале, шаровой молнии, фотографировании  
             галлюцинаций.


          4.  Тетралогия Б.М. Моносова.
               Файербол 1. "Управление энергией".
               Файербол 2. "Энергия карт Таро".
               Файербол 3.  "Знакомство с астральным миром"
               Файербол 4.  "Уровень высшего астрала"      
               СПб, "Невский проспект", 2003
  • Лекция -экспромт А.Г. Юсфина  "О музыкальном образовании в прошлом"
    На  февраль приходятся даты рождения:
    - Михаила Фабиановича Гнесина (02.02.1883-05.05.1957),   учившего Юсфина композиции в начале 30-х гг.

    - Феликса Мендельсона (03.02.1809 -04.11.1847), немецкого композитора, основателя первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг)
    - Арканджело Корелли (17 февраля исполняется 350 лет со дня его рождения), итальянского композитора и педагога. "Рождественская музыка" его ученика Локателли  в канун Нового года часто звучит в  "Интервале".
    М.Ф. Гнесин был последним (и любимым) учеником Н.А. Римского-Корсакова. Вместе с сестрами создал "комбинат" с многоуровневым воспитанием музыкальных талантов. Когда в середине 1990-х годов училище им. Гнесиных хотели ликвидировать, мотивируя это тем, что в Москве достаточно одной консерватории, президент Ельцин закатил пощечину зам. министру культуры, готовившего Указ о ликвидации.
    Михаил Фабианович учил начинающих композиторов по своей оригинальной методике. Основных упражнений было два: по гармонии (аккомпанементу) требовалось воссоздать мелодию и по кусочку мелодии воссоздать всю мелодию. В его "Начальном курсе практической композиции" приведено немало удачных решений подобных задач.
    В Германии основам музыкальной грамоты в доконсерваторский период обучали дома (часто ремесло музыканта было наследственным, в иных случаях приглашали музыканта "со стороны")  и при церковных хорах. Композиции специально нигде не обучали. Композиторами становились наиболее одаренные музыканты самостоятельно, осваивая опыт мастеров прошлого.
    Арканджело Корелли был членом Болонской филармонической академии (с 1670 г.). Интересно производилось в Италии посвящение в академики. Претенденту давали задание: написать, к примеру, шестиголосное сочинение в определенном жанре или на определенную музыкальную тему. После этого его закрывали в отведенном помещении с запасом нотной бумаги. По окончании срока испытания ноты передавались действующим академикам  и они решали, "достоин" ли претендент или нет. Через такое испытание прошел в XVIII веке русский композитор Максим Березовский (1745-1777), учившийся в Италии (1766-1774) и написавший там свою оперу "Демофонт".

     

  •  Прослушивание музыкальных записей 

     Музыка, синтезированная Борисом Моносовым (записана   и тиражирована на кассетах)
    1) Омолаживание 2) От болезней ног 3) Борьба с наркозависимостью 4) Борьба с пристрастием к алкоголю


     

       Заседание № 5   - воскресенье, 13 апреля  

  • Рекомендуемая литература

    1. "Наука и жизнь" №1, 2003         

    • Материалы о Леонардо да Винчи
    • История Дзян ДзинГо - президента Тайваня в 1980-х гг.
    • "Молодая гвардия" - правда об организации
    • "Белый архипелаг" - неизвестные страницы ядерного проекта .  

    2. А. Давид-Ноэль. "Путешествие парижанки в Лхасу" .
                 М., 2002


    3.  "Часы Исиды". Пьеса о Вронском, Козыреве, Сталине и Берии.
    "Свет" - №12 ( 2002 ), №№1, 2 ( 2003 )

  • Лекция А.Г.Юсфина  "Подходы к истории музыкальной культуры"
    Абрам Григорьевич задумал цикл лекций о своем видении истории мировой музыкальной культуры, с которыми он хочет  выступить  на заседаниях клуба в 2003 - 2004 гг. Эта лекция - вступительная к циклу.

    Как и во многих областях знаний, в истории музыки больше вопросов, чем ответов. Почему, например, было то, а не другое, что было более значимым, что менее. Реально значимое - имеющее влияние на судьбу. Не ясно, например, в какой мере "Могучая кучка" повлияла на музыкальную судьбу России. По Чайковскому, это "безграмотная шантрапа, претендующая на выразителей русского духа. Особенно отвратительный из них - Мусоргский".  Любая книга по истории музыкальной культуры - лишь одна из возможных версий. Достаточно объективны труды  Комборье, но и у него есть "уклон" - чрезмерно превозносится французская музыка. Отношение к человеку искусства современников и потомков, как правило, совершенно различно. В первой трети XIX в. в России самым популярным поэтом был Бенедиктов, но не Пушкин. Часто ценился  блеск исполнения, но не глубина произведения. Многие композиторы, на мой взгляд, забыты незаслуженно. Это русский композитор XIX века Афанасьев с его струнным квартетом "Волга" (написан по напевам поволжских народов), Ласковский - санкт-петербургский композитор начала XIX века, автор  первых русских сонат, Гусаковский, член "Могучей кучки", написавший первую русскую симфонию ("Да будет свет!"). Из русских композиторов  XX века остались недооцененными Фемилиди (балет), авангардисты Мосолов, Половинкин, мой учитель Гнесин. Из наших современников - Борис Чайковский и Гринблат (Латвия). Иногда "забытые" имена звучат снова - например, Сальери. До эпохи барокко сочинения исполнялись, как правило, один раз. Изданы не более 5% написанных сочинений. В предстоящем цикле я не собираюсь идти по "боковым" путям, но по путям презентирующим. Хотя фамилии будут называться не обязательно "титульные".

  •  


      Заседание № 12   - воскресенье, 28 сентября  
                  

Открывая новый сезон, Абрам Григорьевич сообщил печальную весть: 26 сентября умерла кошка Ася, всеобщая любимица, участница заседаний "Интервала" с многолетним стажем. О ее музыкальных, акробатических и экстрасенсорных способностях  можно было бы рассказать многое... На одном из последних своих фото: Ася с интервальцами весной 2003 года.

  • Рекомендуемая литература

    1. "Новый мир" 8, 2003         

    • Маканин. "Без политики", повесть
    • Михайлов. "Реабилитация, или письма из Испании".
      (письма бывшего наркомана)

    2. Ганглевский. Роман "НРЗБ" (о жизни литератора)
      
    "Знамя", №1, 2002.

    3. Велидов. "Похождения террориста" (об эсере и сотруднике
        особого  отдела ВЧК Блюмкине). М, "Современник", 1998

  • Рассказ А.Г. Юсфина о написанных им балетах

    Летом 2003 г. Абрам Григорьевич интенсивно работал над своим вторым балетом - "Путь по лучу". Заказчиком была известная "гуру"
    Евдокия Марченко. Работа была закончена и отрепетирована в срок, премьера состоялась 8 августа  в Ледовом дворце (Санкт-Петербург)
    во время многотысячного съезда последователей Марченко.
    Сюжет балета: человек из нашего мира проникает в пространство, где познает всемогущество, но затем возвращается в наш мир, преображенным.  Композитору пришлось "озвучивать" звезды, черные дыры, антивещество, имевших свои балетные номера.
    Первый свой балет -  "Триумф пути" - Абрам Григорьевич написал в 2002 г. Премьера его состоялась  31 декабря 2002 г. на аналогичном  съезде. В этом одноактном балете 7 эпизодов, длительность - приблизительно полчаса. Записи из него А.Г. продемонстрировал интервальцам.

                     
     к началу страницы

    Архив заседаний 2002 года

    Архив заседаний 2001 года

    Архив заседаний 2000 года

     

   

Со всеми вопросами можно обращаться по электронной почте:  gvmspb@mail.ru

Последнее обновление 18.01.04                     © "Интервал", 2003

Дизайн:  В.М.Губочкин

Hosted by uCoz